?

Log in

No account? Create an account

feminist_kids


Феминизм и родительство


Previous Entry Share Next Entry
Как читать книжки?
солнышко
a_yurievna wrote in feminist_kids
Отобрать и читать книжки исключительно подходящие с точки зрения гендерных ролей, невозможно и не хочется. Есть столько любимых книг, в которых что-то не так, или очень даже много не так, и все равно хочется их прочесть с детьми, в надежде, что они подберут хорошее, а не плохое. Когда читаешь, делаешь поправку на эпоху и надеешься, что можно объяснить маленькому ребенку необходимость добыть принца тем, что это сказка, а то, что мало девочек участвуют в приключениях тем, что сейчас уже лучше. Но иногда выпрыгнет из-за угла такое, что не знаешь, что с этим делать.

Подарили моему сыну (5 с небольшим лет) к Новому году книгу Андрея Усачева, «Дед Мороз из Дедморозовки». Я ее не читала раньше, но отзывы все такие восторженные, и автор вроде хороший, и картинки в книжки интересные... Прочитали. Ребенок в восторге — смешные снеговички, увлекательные приключения, простой хороший язык.

А вот я недовольна — и как взрослая феминистка, и как бывшая девочка-читательница. Начало вроде бы обещает некоторое равенство: Дед Мороз и Снегурочка слепили 11 снеговиков-мальчиков и 9 снеговичек-девочек.

И тут же сразу:
“Снеговики получились что надо — ловкие, энергичные [сразу стали проверять у кого лоб крепче, да в снежки играть ].
А вот снеговички оказались страшно привередливыми, сразу потребовали зеркало и стали жаловаться [на маленькие глазки, отсутствие стройности, короткую морковку].»

Дальше — хуже. Все девять снеговичек занимаются исключительно «женскими» видами спорта, «женскими» рукоделиями, «женскими» жалобами, «женскими» увлечениями. Если смотрят на звезды, то воображая драгоценности, если ухаживают за лошадями, то обязательно в гривы ленты вплетают.

Но самое худшее даже не это. Самое худшее — что они нелепая безличностная масса на фоне настоящих героев книги — мальчишек. Ни в каких приключениях девочки не участвуют, не балуются, не играют, не попадают в неприятности, Личность кажется только у одной или двух имеется. Понятно, что написать книжку о двадцати главных героях невозможно, но мальчикам хоть эпизоды дали, где они что-то делают человеческое. Девочки: одна учится лучше всех, другая стихи пишет и вообще странная, третья лошадей любит, четвертая «толстая». В хоккей ни одна девочка играть принципиально не хочет. С собаками не дружат. Такое впечатление что автор Усачев в жизни ни одной девочки не видел живой.

Я же была девочкой, я помню, это было интересно. Жизнь не была туманным нечто на фоне полной приключений жизни мальчиков. Жизнь так же была полна маленьких приключений, игр, неприятностей. Мне всю книгу хотелось закричать «не верю!»

Тем более, что несколько месяцев тому назад прочитали с сыном «Незнайку и его друзей Носова». Я сама читала Незнайку уже лет в шесть, научившись читать самостоятельно, и помнила общие впечатления, без подробностей. Помнила, что про Незнайку читать мне очень нравилось, и любопытно было согласится ли мой внутренний взрослый критик с моей внутренней девочкой читательницей. Как ни странно, опять согласился. Таинственный народец «коротышки» вел себя как знакомые мне дети школьного возраста. В Цветочном городе малыши и малышки четко разделены по гендерным линиям, и ведут прямо-таки холодную войну. Потом малыши оказываются в городе где живут одни малышки и соответственно малыши вынуждены с ними общаться теснее, чем когда бы то ни было раньше — и постепенно выясняется, что малышки не лучше и не хуже, и вообще не слишком отличаются от малышей. Малышки точно также дерутся, изобретают, ездят на машине, лечат, и так далее. И малыши — капризничают, кривляются, крутятся перед зеркалом. Не говоря уже о том, что в книге с огромным количеством персонажей, не только главным героям — малышам-друзьям Незнайки но и второстепенным и эпизодическим малышам и малышкам даны запоминающиеся личности. Понятно, что есть, что критиковать и у Носова, но там хотя бы общей вектор движения правильный был. И малышки живые и понятные. В общем, старый советский Носов выигрывает у Усачева.

Тем не менее, сыну эти детали незаметны, ему книжка нравится, и я в сомнении. Просто читать, надеясь, что раз не замечает, то и ладно, спрятать книжку подальше, раз уж Новый год прошел, или пробовать обратить его внимание что там что-то не так...

А как вы читаете книги, которые вас не устраивают, а детям нравятся?

  • 1
Хороший вопрос. Меня ужасно бесит всё это, а ещё бесит, что девочкам часто отводится роль этакой заботливой мамаши, воспитательницы и вообще человека, который любую радостную затею (мальчишек, натюрлих) омрачает нравоучениями.

Пока из того, что мне категорически не нравится, я читаю "Анжелину-балерину" (своими руками в дом принесла! не могу в это поверить), но навожу суровую цензуру, благо клиент читать пока не умеет.

Потом... Вот думаю, что, может, правильно будет обращать внимание ребёнка на эти несправедливости? Так сказать, в целях развития критического мышления? В общем, я пока думаю и не знаю, что делать, потому что правда грустная такова, что при наличии много читающего ребёнка хорошие книги про девочек заканчиваются очень быстро :(

ага, у Усачева как раз Снегурочка такая - "зануда правильная" В жизни ее радует только накормить Деда Мороза чаем с вареньем и новый пылесос.

я думаю обращать внимание надо, но вот с какого возраста? Пока - смотрю на сына - он скорее запутается. Я на правильные примеры его внимание обращаю, и по мелочам обсуждаем, а глобальные вопросы про то что все неправильно написано - не знаю как.

<глобальные вопросы про то что все неправильно написано>

Ох, у меня дочке 9 лет уже и опыт абьюза в семье имеется и сейчас я стараюсь воспитывать её своим примером и иногда она продуцирует очень здравые мысли и поведение, но как дать ей объяснение моря несправедливостей и уродств происходящих вокруг и принятых как норма.. Но это пожалуй более широкая тема, чем чтение

Да, я вот дочери объясняю "раньше люди..." и т.д. - не столько про литературу, сколько про остальное. Пусть, когда столкнется, знает, что это столкнулась с пережитками.

Я комментирую, что автор (или скорее герой) не прав, только если "положительный" герой несет какую-то явную с моей точки зрения чушь, которая ничем не опровергается. До сих пор, насколько помню, мне пришлось это сделать один раз, когда читали изданную в советское время в Китае на русском языке детскую книжку, оставшуюся с моего детства, которую ребенок нашел и потребовал читать.

Понятно. Мне такого пока не попадалось.

Здесь возможны два подхода. Прочесть сексистскую книжку со своими комментариями; не читать ее вообще, убрать итд незаметно. Потерялась. В первом случае просто надо рассматривать ситуацию так, что вы делаете ребенку прививку. Вводите ему ослабленную инфекцию, чтобы у него выработался иммунитет к тому, с чем он несомненно столкнется в жизни.

Убрать незаметно пока не получится. Поэтому думаю над комментариями. Да и на будущее все равно что-то придется комментировать.

Если неприятных деталей в книге мало, то просто при чтении пропускаю все эти "как все девочки" и "потому что мальчик". Если шовинизм сюжетообразующий, то книжку из оборота изымаю.

Дети еще маленькие, сами не читают, но вот дочь, например, очень обращает внимание на то, что делают в книжках девочки, а что мальчики. И не только в книжках - она сама заметила, что розовый - "для девочек" и теперь всё розовое у брата забирает :)

Так что я лучше перестрахуюсь, чем потом буду пожинать плоды. Хотя тоже бывает обидно выходит - отзывы на книжку отличные, а внутри ой-ой-ой.

сын только в прошлом году спросил "а розовый - это цвет для девочек?" видно, после общения с детьми. Сказала, что розовый - это просто цвет, и как все цвета, он для всех. но сейчас такая мода, что розовый чаще носят девочки.

пока он слишком привязан к этим снеговикам, чтобы из оборота изъять незаметно. Поэтому обдумываю как указывать на то, что мне не нравится.
ну и как предупреждение написала, потому что отзывы на книжку - великолепные.

Если что-то вызывает мои сомнения, мы это обсуждаем. Спрашиваю мнение ребёнка, рассказываю своё.

мне пока в силу возраста ребенкина (5 лет) проще получается обсуждать конкретные вопросы. а в этой книжке я столкнулась с тем, что то что меня сильнее беспокоит - более абстрактно.

"короткую морковку" !!! Ааааааа!!!!!!

Думаю, проблема с типичными женскими и мужскими ролями неустранима, поэтому надо создавать противовес другим книжками, где главные герои - девочки. Я своей показываю мультики про Алису Кэролла и Алису Булычева, Винкс и т.д. Мальчикам тоже полезно будет.

они там еще морковками меряются... ::facepalm::

Да, я тоже стараюсь читать книги с девочками-героинями. С теми книгами, которые я когда-то читала, проще - знаю что ждать. А вот с новыми бывает засада.

А сейчас мы вот за муми-троллей взялись - так замечательно!

да, про морковку - явная проекция:)))))))))))

Я не уверена, что читать такие книги стоит.
Спасибо, что напомнили про носова.
Мне в детстве нравилаьс та книга, где малышки все могли сами:)

"Такое впечатление что автор Усачев в жизни ни одной девочки не видел живой. " - не видел, конечно. Он и женщин живых не видит. Они видят только вбитые в голову стереотипы

Не всегда знаешь, что внутри окажется. В рецензиях редко указывается, насколько пропитана книга гендерными стереотипами. Я в том числе и ради этого тут подробно про нее написала.

ту книгу про Незнайку я сама в детстве очень любила

>сыну эти детали незаметны, ему книжка нравится, и я в сомнении.

Сыну эти детали очень даже заметны, просто он мальчик, и эти детали ему льстят, подчеркивают, что он как мальчик гораздо лучше этих глупых девочек. Чувства справедливости у таких маленьких детей еще нет.

У меня тоже мальчики, 6 и 9 лет, и со своими я свирепо контролировала их книжки и мультфильмы. И проговаривала по много раз и максимально понятно, почему я не разрешаю те или иные мультфильмы. Если сама читала книжки вслух, то пропускала куски или корректировала диалоги. Это началось уже с "Колобка". Может я маньячка, конечно)))

Если не читать или не смотреть было невозможно, то я комментировала действия персонажей, эмоционально говорила, например, про персонажа, который явно понравился детям, а я видела в этом персонаже шовинизм, или неоправданную агрессию, - что он дурак, если думает, что раз он сильный, то ему всё можно.

В прошедшем месяце в связи с посещением санатория, в котором был компьютерный игровой зал, пришлось объяснять, почему я разрешаю играть, например, в Майнкрафт, и не разрешаю - в КонтрСтрайк. Старший, кажется, понял, он разумный человек. Младший пока просто подчиняется.

Но главное правило для меня пока - я вычитываю книги и просматриваю фильмы перед тем, как давать это детям. Если невозможно, то смотрю или читаю вместе с ними, чтобы успеть дать свою оценку. Понятно, что для старшего сына я это делать скоро уже не смогу, но надеюсь успеть хотябы заложить какие-то основы. Надеюсь.

  • 1